И конечно сказки не только показывают ошибки, но и дают примеры для
подражания, учат ребенка как себя вести в той или иной ситуации.
Иногда ребенок и рад бы поступать так, как надо, но в нужный момент об этом забывает. И раздраженное
родительское «Сколько раз тебе говорить!» только мешает ему правильно
себя вести. А сказка дарит удобный сигнал, кодовое слово, которым можно
сообщить об оплошности, не задев детской гордости.
С помощью сказки родители могут рассказать о своих чувствах, в том числе
и негативных. И ребенок тоже учится понимать и выражать эмоции и
чувства, причем делать это наиболее конструктивным образом.
Сказка помогает успокоить, избавить от страха неизвестности. И есть
особые сказки, которые не воспитывают, а просто создают у малыша
состояние психологического комфорта, убеждают, что все его переживания
нормальны, любовь родителей неизменна и все хорошо.
При сочинении сказки родителям нужно учитывать: суть сказкотерапии для
детей не в том, чтобы просто выявить проблему и показать, «что будет с
тем, кто ведет себя плохо», а в том, чтобы помочь ребенку найти
позитивные способы разрешения трудностей. Именно поэтому сказки
называются лечебными, психокоррекционными. А для этого нужно неустанно
размышлять – что стоит что стоит за той или иной проблемой малыша и как
помочь своему драгоценному чаду выйти из ситуации более сильным, смелым,
счастливым.
Как зайчик спас петушка
У маленького зайчика был друг, петушок. И был этот петушок не живой, не
игрушечный, а нарисованный. Нарисован он был на тарелке, на самом ее
дне. Мама зайчиха наливала маленькому зайчику кашу, и она закрывала
петушка. Но зайчик хватал ложку и начинал быстро есть. Ам — и появлялся
хвостик петушка. Ам – и виднелось крылышки. Ам – вот и гребешок
выглянул. А потом и весь петушок появлялся.
— Ура, — кричал зайчик – вот он мой петушок.
— Кукареку, — кричал петушок, — вот он мой зайчик!
А однажды, сварила зайчиха овсяную кашу, положила в тарелку и позвала
зайчика завтракать. А зайчик что-то раскапризничался, закричал:
— Не хочу кашу, не буду!
Ногами затопал, ложку под стол бросил. Так зайчик капризничал и головой
мотал. Каши стояла полная тарелка, никто ее не ел. И вдруг услышал
зайчик тихий голосок:
— Ко-ко-ко. Помогите! Спасите!
Кто же это кричал? Петушок. Он весь утонул в каше, никак ему не
выбраться самому. И тогда зайчик взял ложку. Не простую ложку, а самую
большую! И начал быстро-быстро есть кашу. Съел зайчик кашу, очистил
тарелку и увидел петушка.
— Ура! Я спасен, — закричал петушок.
После этого случая зайчик никогда за столом не капризничал. И хорошо ел и кашу, и суп и овощное рагу.