Дизайнеры называют китч «нигилизмом в архитектуре», считая, что он
появляется в периоды экономических кризисов и «межстилья»: новое еще не
зародилось, а старое уже надоело. Если это так, значит в России этот
период явно затянулся… Как избежать китча в своем интерьере?
Надо быть, как минимум, Энди Уорхолом, чтобы из обыкновенного китча
создать новое направление в искусстве: только ему пришло в голову
увидеть эстетику в этикетках от консервов, назвать все это поп-артом и в
результате получить богатство и мировую славу.
В обычной жизни все гораздо прозаичней. Самый обыкновенный, совершенно
безыскусный китч является одним из самых распространенных «стилей», в
которых оформлено жилье россиян. Он обладает живучестью, сравнимой разве что с тараканами или плесневым
грибком. Так же как и они, он приспосабливается к любому времени,
являясь миру все в новых и новых обличьях. Оставим в покое пресловутых
слоников на салфеточках (сегодня это уже скорее антиквариат), а
поговорим о китче относительно новой формации, по крайней мере последних
десятилетий. Итак, чего стоит избегать в интерьере, чтобы не пасть
жертвой китча. Вещь первая: лепнина, арки и колонны. Эти, казалось бы, красивые и эффектные приемы, заимствованные из
классического стиля, как правило, выглядят довольно пошло, особенно если
применять их в помещении с низкими потолками. С некоторого времени, а
точнее, с девяностых годов, когда в моду вошли переделки и
перепланировки типового жилья, грубо обшитые гипсокартоном арки
появились едва ли не в каждой второй обновленной квартире. На возведение
колонн граждане решались реже, но выглядели они при этом не менее
нелепо.
А уж потом, когда на рынок выплеснулись материалы нового поколения,
началась эпоха поддельных лепных карнизов и розеток, которые выглядели
«почти как настоящие». Но дело здесь не только в том, что все эти
классические и античные красивости являют собой подделку. Используя их,
надо, прежде всего, думать о том, насколько они уместны в данном
конкретном помещении. А уместны они, положа руку на сердце, только в
комнатах площадью от 30 кв. м с потолками высотой не менее 4-5 м. Вещь вторая: двухслойные шторы – богатые портьеры с кистями + тюль.
Стремление создать в своем доме иллюзию богатого интерьера появилось не
вчера. Еще в прошлом веке, пытаясь пустить пыль в глаза клиентам,
изворотливые хозяева провинциальных гостиниц создавали в них подобие
дорогих «столичных» интерьеров с плюшевыми портьерами, поддельным
мрамором и картинами в рамах «под бронзу».
С тех пор эта тема с успехом продолжается: хозяйки упорно и неутомимо
завешивают окна тоннами дешевого тюля и искусственного шелка, невзирая
на все разговоры о минимализме и лаконичности современных интерьеров. А
магазины тканей и салоны шторы старательно поддерживают в народе иллюзию
о том, что все эти драпировки, ламбрекены, подхваты и кисти – вне моды.
Наверное, это действительно вне моды. И, увы, почти всегда вне вкуса. Вещь третья: национальные ковры на стене
Проверить живучесть этого старинного атрибута русского дома довольно
просто: почти все семейные фотографии бывают сделаны на фоне
какого-нибудь могучего узорчатого ковра, занимающего обычно всю парадную
стену. В доме моих родителей – людей, прямо скажем, не совсем лишенных
вкуса, – такой ковер (кажется, родом из Туркменской социалистической
республики) висит уже много лет, с тех пор как они выкупили его по
специальному талону, «отстояв» пару лет в очереди. Сколько я ни
уговариваю их его убрать – это совершенно бесполезно. Так же, я
подозреваю, происходит и в квартирах многих наших соотечественников. А
как было бы хорошо провести специальную акцию по добровольной сдаче
восточных ковров государству! Собрать их в каком-нибудь месте, где бы
они хорошо смотрелись и приносили пользу. А населению вместо них выдать
деньги на покупку чего-нибудь более современного и стильного… Вещь четвертая: «дизайнерские» домашние фонтаны Крайне редко сегодня можно встретить сделанные по-настоящему со вкусом
домашние фонтаны. Вещь это и без того не слишком популярная, но если она
встречается (по приемлемой цене), то это почти наверняка означает, что
фонтан будет оформлен самым затейливым образом: украшен искусственным
мхом ядовитого изумрудного цвета, лакированными камушками, фигурками
гномов и прочими атрибутами «красивой» жизни. И это только вариант «в
экологическом стиле».
Бывает и покруче – уменьшенная копия фонтана «Дружба народов», что на
ВДНХ, или все тот же писающий мальчик (ну куда ж без него?). Но это, как
вы понимаете, варианты «для богатых». Печально, тем более что фонтан –
вещь в доме далеко не бесполезная, и иметь ее (разумеется, в самом
простом и непритязательном варианте) было бы совсем неплохо. Вещь пятая: имитации и подделки. Подделки существовали во все времена: дешевые вещи покрывали позолотой, а
стекло выдавали за бриллианты. Впрочем, чтобы было «покрасивше»,
подделывают не только золото: сегодня, благодаря современным
технологиям, на рынок строительных и отделочных материалов выброшено
огромное количество имитаций. Куда там наивным подделкам конца 20-го
века, вроде бумажных обоев «под кирпич» или с изображениями каменной
стены, увитой плющом! Даже обои с шелкографией, имитирующие расписную
шелковую ткань, смотрятся уже почти в стиле ретро.
Сегодня подделывают мрамор, старинные фрески и изразцы – и делают это на
гораздо более высоком уровне. Имитируют даже звездное небо на потолке –
с помощью мелких светодиодных лампочек или просто усыпая его огромными
золотыми звездами. Увы, все эти красоты по своей сути ничем не
отличаются от выцветших пластмассовых роз в хрустальной вазе, которые
хозяйки так любили ставить на полированные горки в 70-е. А посему лучше
всего выработать у себя рефлекс: как только вы понимаете, что перед вами
имитация, ноги должны сами уводить вас подальше от этого опасного
места.
Вещь шестая: все «трогательное». Это тоже неистребимая классика китча – логическое продолжение тех же
слоников и иже с ними (то есть бесчисленных фарфоровых фигурок всяких
пастушек, девочек с рукоделием, зверушек, бюстов композиторов и прочих
обитателей застекленного мира сервантов). Сегодня ко «всему
трогательному» относятся, например, большие глянцевые календари с
изображениями котят и щенков в бантах или полуобнаженных див (видимо,
это достойная смена ковриков с лебедями). Кроме того, это вечно живые
вещицы в форме сердечек и звездочек, а также с надписью «I love you».
Ну и конечно, вещи более современные и продвинутые, такие как
пластмассовые электрические часы в виде фигурок персонажей из мультиков
(Микки-Маусы, Покемоны), танцующие и поющие дурацкими голосами мягкие
игрушки и т. д. Увы, в этот же ряд напрашиваются и вывешенные на
каких-нибудь выцветших обоях репродукции известных картин, будь то «Мона
Лиза», «Незнакомка», «Три богатыря» или «Три медведя».
Хороший вкус в интерьере требует жертв, но не таких больших, как кажется
на первый взгляд. Отказаться от старых привычек не так просто, но
иногда просто жизненно необходимо.
|